Лишь 20% граждан России имеют правильное представление о том, как избежать заражения ВИЧ
С тех пор как в Москве в 1987 году доктором Вадимом Покровским был диагностирован первый ВИЧ-инфицированный россиянин, их число в нашей стране стремительно растет. Можно ли говорить об эпидемии? С этого вопроса начался наш разговор с Вадимом Валентиновичем.
– По количеству ВИЧ-инфицированных Россия недавно перешла печальный 500-тысячный рубеж, – говорит ученый. – Несложные расчеты показывают, что на самом деле их около миллиона.
Это цвет нации – молодые люди самого трудоспособного или призывного возраста. Так что можно и нужно говорить об эпидемии СПИДа в России как о части мировой пандемии. Хотя многим нашим государственным мужам это слово не нравится. Так, наверное, спокойнее жить.
– А теперь об азах. Вадим Валентинович, далеко не все знают, что такое ВИЧ, СПИД. Откуда на нас вообще свалилась эта напасть?
– ВИЧ – аббревиатура вируса иммунодефицита человека, который поражает иммунитет, точнее всю его защитную систему. А достался он нам от близких родственников – обезьян. Правда, пока неясно, каким образом.
– Итак, вирус попал в организм человека, что дальше?
– После проникновения в организм жертвы вирус начинает размножаться. Через несколько недель у зараженного повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы. Могут появиться неприятные ощущения в горле, боли при глотании, красные пятна на коже и т. п. Однако эти первые симптомы болезни быстро исчезают, и на них перестают обращать внимание. Более того, часто их вовсе не бывает.
Но через несколько лет недостаточность иммунитета дает о себе знать, и здоровый с виду человек начинает страдать от болезней, которые прежде быстро проходили или легко излечивались. Более того, развиваются недуги внутренних органов, которые постепенно приводят к летальному исходу. Эту позднюю стадию ВИЧ-инфекции врачи назвали синдромом приобретенного иммунодефицита, или СПИДом.
– Сколько лет проходит со дня заражения до трагического исхода?
– Если зараженный вообще не получает никакого лечения, то в среднем 11–12 лет. Хотя некоторые живут и дольше 20 лет. Все зависит от особенностей организма и его защитных сил. Чтобы ВИЧ не стал СПИДом, врачи проводят антиретровирусную терапию, которая может продолжаться всю жизнь. Это очень дорогостоящее лечение, препараты имеют ряд сильных и неприятных побочных эффектов. Причем нельзя делать перерывы в их приеме, иначе вирус вновь начнет размножаться.
От «случайной связи»
– Ну а теперь самый главный вопрос: как можно подхватить этот смертельный недуг? Точнее – не подхватить. Какую роль играет здесь «неразборчивость в интимных отношениях», о чем то и дело предупреждают специалисты?
– Заразиться, кстати, можно от самого первого и единственного партнера. Причем любимого человека, за которого девушка собирается замуж.
Если он, например, когда-то в юности «побаловался» наркотиком, но не пристрастился. И не знал, что вместе с «кайфом» на героиновой игле подхватил и смертоносный вирус.
Вот почему я советую молодоженам, прежде чем идти к венцу или в ЗАГС, для спокойствия обследоваться на предмет ВИЧ-инфекции. Проводят тестирование в центрах по борьбе со СПИДом, которые по нашим рекомендациям открыты во всех крупных городах страны. А любителям «острых наслаждений» настоятельно советую предохраняться с помощью презерватива.
И, конечно, призываю к супружеской верности. Немало женщин получили вирус от своего собственного мужа, который однажды сходил «налево».
Другая беда – наркоманы, число которых в России постоянно растет. Обычно они пользуются одним шприцем. Допустим, сначала уколется один инфицированный, потом – второй, третий, а в игле и в шприце всегда остается немного крови. Если в ней есть какой-нибудь вирус, он достается и другим. Так передается не только ВИЧ, но и вирусы, вызывающие гепатиты (воспаление печени). Не зря этим страдает большая часть наркозависимых.
Известны также случаи, когда заражение происходило в больницах при переливании крови от инфицированного донора. Если, конечно, медики не соблюдали всех установленных правил безопасности. Хотя сегодня с гораздо большей долей вероятности вам на голову может упасть кирпич, чем ВИЧ с переливаемой кровью. В нашей стране такое случается примерно один раз на миллион переливаний. Наконец, инфекция может передаться от зараженной беременной женщины ее будущему ребенку. Вероятность здесь 25–30%.
– Говорят, ВИЧ очень распространен среди представителей нетрадиционной сексуальной ориентации...
– Верно, они входят в группу риска, но сегодня процент там не намного выше, чем у «традиционалов». Ведь эти люди рано узнали об опасности и первыми начали предпринимать меры предосторожности. К слову, примерно такая же картина и среди профессиональных девиц легкого поведения. Они все реже «работают» без «резинки». Но в целом наше население остается беспечным.
– Ну а на бытовом уровне? Рукопожатия, поцелуи, общая посуда...
– Инфицирование происходит только через кровь! Вирус не передается бытовым путем, при рукопожатиях и объятиях. Даже поцелуй не столь опасен, если, конечно, не кусать партнера. По крайней мере, благодаря дезинфицирующим свойствам слюны случаев заражения при поцелуях не зарегистрировано. Вот почему мне непонятна атмосфера настороженности и недружелюбия, которой подчас окружают больного ребенка, коллегу или члена семьи.
Со слышимостью плохо…
– Какова же мораль этих грустных историй?
– А вот с моралью дело обстоит похуже. Как говорилось в одной шутке времен перестройки, с гласностью у нас хорошо – со слышимостью плохо. Нас часто попросту не хотят слушать. Особенно чиновники. Они сразу становятся глухими, как только речь заходит о профилактике. Ведь это требует значительных затрат.
Надо признать, что в последнее время объем выделенных на борьбу со СПИДом бюджетных средств значительно вырос, однако профилактике по-прежнему достаются копейки. В прошлом году на это отпустили всего 200 миллионов рублей из 6 млрд общей суммы. В нынешнем году на правительственной комиссии по СПИДу, возглавляемой новым министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой, эту цифру удвоили до 400 миллионов. Но все равно это 18–20 копеек на взрослого человека.
Для сравнения: в США – по 3 доллара. Да и выделенные на профилактику деньги нередко бездарно разбазариваются.
Чиновники довольно высокого уровня, депутаты и иные моралисты нам возражают: надо укреплять нравственность в обществе – вот и не будет больных СПИДом. Я тоже за нравственность, за то, чтобы люди жили по христианским законам, с заповедью «Не прелюбодействуй». Но пока дело приходится иметь с существующим «контингентом населения» и со все разрастающейся пандемией ВИЧ.
Вообще в последнее время со стороны ряда организаций мы ощущаем четкое противодействие. Со страниц известных газет взахлеб рассказывается о пользе добрачных связей. Дескать, так будущие муж и жена лучше узнают друг друга и выяснят, подходят ли они друг другу как секс-партнеры.
Отсюда и результаты.
– В последнее время в прессе появилось немало «сенсационных разоблачений», в которых утверждается, будто вируса и самого СПИДа на самом деле нет. Мол, его специально придумали медики и ученые для выкачивания бюджетных денег…
– Западные врачи и ученые, открывшие СПИД и ВИЧ, и без того получают очень много денег. Зачем им придумывать новые болезни для извлечения дополнительных барышей? Да и фармацевтические фирмы зарабатывают миллиарды долларов даже на пилюлях от головной боли и от импотенции.
– А как на общем фоне выглядит проблема распространенности СПИДа и ВИЧ в Москве?
– В столице ситуация близка к среднестатистической по России. Правительством Москвы деньги на закупку лекарств и лечение пациентов выделяются в значительном объеме.
Москва – крупнейший мегаполис, она всегда притягивала и будет притягивать толпы охотников за удачей, искателей приключений, сомнительных и криминальных элементов. Здесь есть деньги – значит, через все границы и кордоны сюда будут везти наркотики. Есть ночные клубы и другие места развлечений, а значит, будут съезжаться путаны и гомосексуалисты.
Если говорить о цифрах, то в городе выявлено около 35 тысяч ВИЧ-инфицированных с московской регистрацией и до 20 тысяч «без прописки».
– Вадим Валентинович, у вас позади уже 20 лет борьбы за здоровье людей, причем нередко не самых высоких моральных устоев. Не было отчаяния, желания все это бросить?
– На борьбу со СПИДом я, врач-иммунолог, пошел по приказу своего отца – академика В. И. Покровского, который двадцать лет возглавлял Российскую академию медицинских наук. Недавно ему исполнилось 80 лет, приказа «Назад!» он не отдавал. Да и чувство ответственности за здоровье людей, которых мы спасаем и спасли от неминуемой смерти, не позволяет оставить начатое.
Справка «ВМ»
Руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик РАМН В. В. Покровский – ведущий российский ученый, посвятивший более 20 лет изучению воздействия ВИЧ-инфекции на человека.
При его участии разработано несколько федеральных законов и свыше 20 нормативных документов Министерства здравоохранения по проблемам этой страшной болезни.
В 2000 г. В. В. Покровский был удостоен Государственной премии РФ.
Он автор более 300 научных работ, 6 изобретений, ряда монографий, книг и учебных пособий.
Справка «ВМ»
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного по заказу Роспотребнадзора (в чье ведение входит Федеральный центр по профилактике и борьбе со СПИДом), лишь 20% граждан страны имеют правильное представление о том, как избежать заражения ВИЧ. При этом более 50% опрошенных считают, что инфекцию передают комары, а заразиться можно, питаясь вместе с инфицированным. Такой предельно низкий уровень знаний не отмечается ни в одной стране мира.
Справка «ВМ»
В России ежедневно регистрируется 100–110 фактов заражения ВИЧ-инфекцией. Только в прошлом году обнаружено 54 046 новых случаев. В числе зарегистрированных 3837 детей. Стадия СПИД – у 6500 человек, в том числе у 255 детей.
Источник: